Поиск

Если ваш ребенок ЛЕВША



Лобанова М.И.

учитель-логопед МБДОУ

д/с №30 «Лукоморье»


С самого рождения левшей окружают предметы, которые приспособлены для правой руки. У левшей не остается выбора: приходится привыкать к неудобным, но необходимым вещам. Правда, примерно до 5 лет ребенку все равно, какой рукой пользоваться.


Настоящие сложности начинаются в школе. Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его одноклассники не догадываются! Начнем с того, что сидеть за партой справа левше не удобно: его сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левшу рекомендуется сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.


Зачастую родители и педагоги не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов:

1. Рука расположена так же, как располагается рука правши при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой.

2.Лист бумаги по отношению к ребенку наклонен влево, кисть руки повернута в сторону груди.

Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему. Часто у левшей возникают сложности с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках. Левши могут путать право и лево, а иногда даже верх и низ. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу.


Или вовсе начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек. Не слишком чтят знаки препинания, переноса и порой втискивают конец слова в строку, либо оставляют полстроки пустой, лишь бы не связываться со злосчастными правилами.


В советские времена проблема левшей решалась просто: все дети должны писать правой рукой, леворукость – упущение родителей и неправильное развитие моторики. Педагоги были категоричны: самым упрямым школярам приходилось сидеть с привязанной за спину левой рукой.


Конечно, свою роль играет сложившаяся культурная традиция, организующая производственно-бытовую сферу в расчете на доминирование правой руки. Однако, левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она более вынослива к статическим нагрузкам, более точно определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.


И только в конце 20-го века во всех школах переучивать маленьких левшей запретили.

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности выполняет ребенок левой рукой.


Тем не менее помочь в этом могут некоторые тесты.

1. Переплетение пальцев рук.

Задание: Быстро, не думая, переплести пальцы обеих рук. Сколько бы раз не повторялась просьба, сверху всегда окажется большой палец одной и той же руки – у левшей – левой.

2. Скрещивание рук, или поза Наполеона.

Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки.

3. Аплодирование.

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, совершающая ударные движения о ладонь не ведущей руки.

4. Заводка часов.

Ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, с помощью которых производится заводка часов, не ведущая рука фиксирует часы.

5. Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу: пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее. Ноготь мизинца у левши шире ногтя на правой руке.

6.Возьмите карандаш. Выберете объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сместится при закрытом левом глазе, он – ведущий.


Выполняйте с ребенком различные упражнения: научите его копировать фигуры, воспроизводить их по памяти, различать среди других. Если левша начинает писать с правой стороны листа, то с левой можно провести вертикальную линию – стартовую черту.

Родителям маленького левши следует с самого начала наладить контакт с педагогом, понять, поможет ли он школьнику в преодолении трудностей.


Чтобы ребенок не чувствовал своей оторванности от класса и не воспринимал леворукость как странность или даже болезнь, надо рассказать ему о его исключительности, объяснить, что не все дети используют левую руку, как он.


Расскажите ему о том, что среди леворуких людей много знаменитых личностей. Назовите ребенку их имена:

Римские императоры: Тиберий и Юлий Цезарь.

Выдающиеся полководцы: Александр Македонский, Карл Великий, Наполеон.

Гениальные ученые: Исаак Ньютон, Дж. К. Максвелл, И.И. Павлов, Ж.Л. Пуанкаре. Величайшие художники: Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Знамениты личности: Жанна Д,Арк, Б. Франклин, У. Черчилль, королева Елизавета, У. Клинтон. Л. Кэрролл, Н. Лесков –автор «Левши», Марк Твен. Чарли Чаплин. Р. Шуман.


13 августа 1992 года появился новый праздник - День левшей. На сегодняшний день левши составляют от 3 до 10% человечества.